?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Андреев Николай Платонович
ANGEL_GERL
windows_light




Николай Платонович Андреев родился 1 октября 1882 в Серпухове в купеческой семье. Вся жизнь и творческая деятельность известного русского фотохудожника была связана с нашим древним городом.
С 1906 года он начинает заниматься фотографией, с этого же времени он является активным участником отечественных, а позднее и зарубежных выставок. Работы мастера получают широкое признание. На международной выставке в Москве (1908 год) художник получает свой первый диплом. Успех и признание приходит и за рубежом: на выставке 1910 года, в Дрездене работы Н.П. Андреева отмечены дипломом и похвальным отзывом.





В 20-х годах прошлого столетия на улицах Серпухова часто можно было увидеть этого странного человека, привлекающего к себе удивленные взгляды прохожих. Невысокого роста, коренастый, широкоплечий, он всякий раз выходил из дома на 1-й Московской улице одетым по-дорожному. В гимнастерке, в брюках, заправленных в кирзовые сапоги, а если дождило, то и в плаще, он был бы похож на грибника или на дачника, если бы не увесистый длинный чехол в руке и кожаный, оттягивающий плечо кофр. Невозможно было предугадать, куда он сегодня отправится. Он то спускался по тропе к Серпейке, а после шагал по ее берегу к Наре, то садился на извозчика и отправлялся к железнодорожному вокзалу, где втискивался в забитую до отказа "кукушку" и ехал или до Шараповой охоты, или до Лопасни.

Невозможно было угадать, где остановится этот человек. Да и он сам, по всей видимости, не знал этого: спокойно и несуетливо шагал то лесом, то полем, то берегом реки и, сощурив глаза, смотрел на Божий мир - на обвисшие ветви плакучей березы, на стог сена, похожий издали на шелом древнерусского ратника, на темную тучу, застывшую над деревней и готовую вот-вот оросить ее дождем...

Когда остановиться, ему слышалось чье-то властное повеление: "Вот оно! Стой! Смотри..." И он, замерев, глядел на поразительную картину. Потом расстегивал чехол и доставал треногу, из кофра извлекал фотоаппарат и улыбался счастливо, представляя, какая получится сегодня фотография.

И хотя в Серпухове он был мало кому известен, в кругу советских и зарубежных специалистов его ценили очень высоко, а после смерти и вовсе назвали фотографом мирового уровня, одним из основоположников отечественной фотографии, непревзойденным мастером живописного (пикториального) метода.



Известность и успех фоторабот Андреева на заграничных выставках заставил пересмотреть сложившиеся традиция крупнейших салонов стран Европы - присуждать высшие награды только своим соотечественникам. Так, на выставке декоративных искусств 1924 года в Париже Н.П. Андрееву присуждается золотая медаль. На международной выставке 1927 года в Сарагосе (Испания) он был также удостоен золотой медали.



На пересечении двух стихий лежали интересы Н. П. Андреева - фотографии и живописи. Постижением фотонауки он занимался пытливо: изучил всю имеющуюся в Серпухове литературу по технике и истории фотографии, вступил в Русское фотографическое общество. Книги, предоставленные ему обществом, были также изучены досконально.

В то время в фотоискусстве главенствовала так называемая живописная школа. Ее еще называют пикториальной - от латинского pictus, то есть писаный красками. Она ведет свое начало из середины XIX века - от таких мастеров, как шотландец Д. Хилл, англичанка Д. Камерон, француз Надар, русский А. Карелин и других. Само слово "пикториализм" впервые встречается в трудах англичанина Генри Пич Робинсона в 1960-х годах. В одно время с Н. П. Андреевым искусством "живописи объективом" занималась целая плеяда русских фотографов - Василий Улитин (кстати, также происходивший из Серпухова), Юрий Еремин, Петр Клепиков, Сергей Иванов-Аллилуев.

Представители этой школы пользовались особыми видами "мягкорисующей" оптики - моноклями, перископами и даже линзами от очков; облагораживающими способами печатания снимков - масляным процессом, бромойлем с переносом, гуммиарабиком; часто применяли карандаш и кисть для дорисовки фотографий; тонировали фотоснимки в различные цвета... Непосредственно съемка являлась только начальным этапом работы над фотографией - окончательная художественная доводка изображения производилась в момент печати. Мастерство рисовальщика и живописца было для фотографов-пикториалистов составной частью творческого процесса, помогающей "облагородить" сделанный с натуры снимок.

Именно это направление фотоискусства и стало для Николая Платоновича главным. Уроки живописи и рисования, которые он брал у преподавателя серпуховской гимназии В. С. Ващенко, были необходимы, как воздух. Несколько лет кропотливых штудий не прошли даром. К тайнам, постигнутым в книгах по фотоделу и на уроках живописи и рисования, Андреев прибавил свои, и на пересечении опыта прошлого и собственных творческих поисков в лаборатории Николая Платоновича начали рождаться шедевры.



Восторженные отклики о земляке заставили и на родине признать Н. П. Андреева. В 1929 году в Серпуховском художественно-историческом и краеведческом музее состоялась первая персональная выставка Николая Платоновича, на которой экспонировалось 180 работ. Там же были представлены многочисленные призы, полученные Андреевым на советских и зарубежных выставках, - во Франции, Англии, Испании, Канаде, Бельгии, Швейцарии, Венгрии, Японии и других странах.

Признание было всеобщим. Андреев чтим за рубежом и в Советском Союзе, его работы все чаще удостаиваются почетных наград на всевозможных выставках. Даже земляки, что бывает крайне редко, признают его. Казалось бы, что еще надо? Только работать и работать... Но советская власть боролась с частной собственностью, даже если с ее помощью создавались всемирно известные шедевры. Фотоателье Н. П. Андреева было частным, и в 1928 году его обложили налогами, а затем фотопавильон сломали, имущество описали. Семья ждала ареста Николая Платоновича. Спасло его то, что он ни разу не выезжал за границу (коллеги даже шутливо называли Андреева "художником-домоседом"), хотя приглашения, конечно же, были. Однако нашелся иной способ уязвить мастера: в 1930 году ему запретили выставляться за рубежом...

В родовой дом Николая Платоновича в начале 1930-х годов начинают подселять жильцов, проводя так называемое "уплотнение". И скоро большая семья Андреевых (около десяти человек) оказалась в двух комнатах некогда собственного дома (в 1934-м Андреевых и вовсе переселили в коммунальную квартиру на Советской улице).



Нет ничего более тяжкого для художника, чем потерять возможность заниматься творчеством. Редко кто выносит такое - и Николай Платонович не выдержал: он заболевает менингитом, резко теряет зрение. И снова на помощь приходит верная жена Варвара Николаевна. Все силы прикладывает она к тому, чтобы вылечить мужа: водит его по врачам, добывает нужные лекарства, сидит у постели больного. Но в 1932 году и ее здоровье пошатнулось. Однажды, поджидая Варвару Николаевну в больничном дворе, Николай Платонович увидел, как из подъехавшей "Скорой..." санитары выносят носилки с парализованной женщиной - это была Варвара Николаевна. Вскоре ее не стало.

Но судьбе, видимо, было мало ударов, которые она обрушила на Андреева. Вскоре последовал еще один. В 1936 году в Москве была организована громкая дискуссия "О формализме и натурализме в фотоискусстве". Среди прочих обсуждались и работы Н. П. Андреева. Его обвинили в нежелании изображать действительность "единственно правильными средствами", заклеймили "формалистом", "проводником чуждой народу буржуазной идеологии и практики".



...Он все реже снимает, все реже участвует в выставках. В 1939 году повзрослевшие сыновья уезжают из дома: Николай поступает в авиационное училище, а Валентина призывают на войну с финнами.

В 1941 году Николай Платонович женится во второй раз - на Варваре Петровне Беловой. В 1942-м у них родился сын Сергей. В 1943-м болезнь вновь приковала Николая Платоновича к постели. Последнее его прижизненное участие в выставке - фотосалон "Фокус", проходивший в октябре 1946 года в Амстердаме.

В апреле 1947 года Николая Платоновича не стало. Похоронили его на Занарском кладбище в Серпухове. Имя мастера забылось. Только в 1982 году, в 100-летний юбилей Н. П. Андреева, о нем вспомнили: прошла выставка в Москве в Центральном музее фотожурналистики на Зубовском бульваре, Серпуховской историко-художественный музей развернул в своих стенах показ 200 работ земляка. Стараниями младшего сына Н. П. Андреева - Сергея Николаевича - был напечатан каталог этой выставки. В центральной и серпуховской прессе появились статьи о выдающемся фотомастере. В 1989 году в выставочном зале фотокиностудии "Зоркий" в Красногорске устроили совместную экспозицию произведений Н. П. Андреева и его земляка и друга В. И. Улитина. В Серпухове в 2003 году был создан документальный фильм "Николай Андреев - фотограф непостижимого" (авторы: Н. Дурынина, Р. Бычков, М. Остроумов). Дом, где жил и работал Н. П. Андреев, передали Серпуховскому историко-художественному музею - теперь он является одновременно и фотоцентром, и музеем Н. П. Андреева (директор Г. Н. Болоцветов). Экскурсии здесь проводит внучка Николая Платоновича - Н. В. Дурынина.



Однако до сих пор не сделано главное - нет фотоальбома, представляющего во всей полноте давно уже ставшие классикой работы Н. П. Андреева. В 2007 году исполняется 125 лет со дня рождения мастера, и такой альбом мог бы явиться лучшим подарком к юбилею "самого русского фотографа России", как его называют историки отечественного фотоискусства.


  • 1
Пользователь dok_zlo сослался на вашу запись в записи «Ссылки» в контексте: [...] 14. Н.П. Андреев. Тыц [...]

Пользователь tiina сослался на вашу запись в записи «Ссылки» в контексте: [...] 14. Н.П. Андреев. Тыц [...]

Ссылки от Дока

Пользователь olenenyok сослался на вашу запись в записи «Ссылки от Дока» в контексте: [...] 14. Н.П. Андреев. Тыц [...]

Какие замечательные работы. Настоящий художник.
Ещё очень интересен Прокудин-Горский

  • 1